суббота, 13 апреля 2013 г.

Критика.....как относиться к этому?

Одно критическое замечание, сделанное мимоходом в ваш адрес, может испортить даже самый хороший и веселый день. Хорошо, если эти слова сказаны не про вас, и вы спокойно относитесь к критике. Но может быт и по-другому.  


     Уязвленное самолюбие - довольно болезненная вещь. И вдвойне болезненная оттого, что нужно скрывать свои эмоции, когда как иной раз хочется расплакаться от обиды. Порой человек, сделавший обидное замечание, тут же забывает об этом. А тот, к кому оно было обращено, целую ночь потом не может уснуть.

     Итак, вы ненавидите критику, но вас же иногда критикуют. И этого никак нельзя избежать. Остается одно - изменить свое отношение к критике. Расскажу о том, как это можно сделать, используя собственный пример.

     Для меня критика всегда была убийственной вещью. Легкое замечание или совет сделать что-то по-другому вызывали у меня обиду, отторжение, а порой и слезы. Я с большим трудом могла вынести критику со стороны других людей.

     Тяжело жить, когда знаешь, что в любой момент тебе могут сделать больно, даже не подозревая об этом. Это вызывает постоянный страх и желание защититься от "жесткого мира".  И вот однажды я заставила себя разобраться, почему мне так больно воспринимать замечания, и кто в этом виноват. Конечно, высокая самооценка - это хорошо и правильно, но когда другие вместо "пятерки" вдруг ставят тебе "тройку", это вызывает бурю эмоций: "Как, почему? Это не правильно! Это несправедливо!" и так далее. Как говорится, чем выше взлетел, тем больнее падать.

     Амбициозность в наши дни считается положительным качеством, позволяющим человеку не сидеть на месте и покорять новые вершины. Но есть такая вещь как ненужные амбиции. Если, например, человек выиграл городскую олимпиаду по физике, у него есть некоторое право считать, что в физике он кое-что понимает, и планировать в будущем продолжать совершенствоваться в этой области. Но если у человека объективно средние вокальные данные, а он обижается, когда друзья советуют ему отказаться от репертуара Уитни Хьюстон, это и есть ненужные амбиции. Нужно научиться трезво оценивать свои способности и данные,  тогда легко получить пользу и от критики, и от похвалы.

     Нужно проще относиться к себе. Тогда и жизнь станет намного проще. Можно будет получать от жизни намного больше удовольствия и позитива. Например, (это только пример), я считаю, что очень красиво рисую.  Даже если это и так, мне не стоит сильно на этом зацикливаться. Потому что если кто-то скажет: "Ты так красиво рисуешь!", эти слова усладят самолюбие, подтвердят мою собственную оценку. Но если кто-то при мне будет восхищаться тем, что кто-то рисует лучше меня, а мне просто скажет: "Ты тоже неплохо рисуешь" - это вызовет гнев, боль и стоны уязвленного самолюбия. Однако можно повернуть ситуацию иначе. Если я буду спокойно и без лишнего пафоса относится к своим творческим способностям, оба вышеприведенных комплимента принесут мне радость, а воспевание способностей другого человека не заденет меня, потому что у меня и в мыслях не будет с ним "соревноваться".

     Так я стала спокойнее и проще относиться к себе. Я поняла, что мои достоинства заметят и без моей помощи, а мои недостатки... что ж, недостатки есть у всех, но только не все могут принять их. И критика стала восприниматься по-другому. Люди теперь часто своими замечаниями помогают мне стать лучше. Если муж, например, говорит мне: "Что-то картошка сегодня пересоленная", - я не воспринимаю это, как упрек в моих кулинарных некомпетентности, а спокойно задумываюсь над тем, что в следующий раз надо изменить. 

     Теперь критика не выводит меня из себя, и похвалу я не воспринимаю как должное, а искренне радуюсь ей. И стараюсь сама поменьше критиковать, помня о том, как это может быть больно для человека. Мне больше не надо яростно защищать себя и свои интересы, если они подверглись критике, мне больше не надо "поддерживать свой статус", потому что никакого "статуса" больше нет. Я позволяю себе узнать, что я собой представляю на самом деле, понять в комплексе свои достоинства и недостатки, и это новое состояние приносит спокойствие и гармонию в мою жизнь. 


А как Вы относитесь к критике в свой адрес? И часто  ли, критикуете других?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии, они очень ценны для меня. Спасибо, что заглянули! :)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...